Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 75 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 23 фев 2015, 18:43 
Не в сети
1000-1499 сообщений
1000-1499 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2014, 18:30
Сообщения: 1018
Благодарил (а): 319 раз.
Поблагодарили: 138 раз.
Когда мы были маленькие можно было спокойно бегать) И еще помню там больницу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 10:00 
Не в сети
1000-1499 сообщений
1000-1499 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2013, 09:46
Сообщения: 1169
Откуда: Белокаменная
Благодарил (а): 1131 раз.
Поблагодарили: 1045 раз.
dalvadores писал(а):
И еще помню там больницу.

Брошенная недостроенная больница стоит до сих пор. Так называемая ХЗБ (Ховринская заброшенная больница) в своем роде интересный объект. Если посмотреть сверху то здание напоминает знак биологической опасности.
Изображение
Изображение
О больнице много написано в интернете историй, слухов и легенд.
Вот один из многочисленных сайтов с историей ХЗБ:
http://www.IksInfo.ru/stati/zagadochnie ... nitsa.html

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 11:06 
Не в сети
800-999 сообщений
800-999 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 сен 2013, 13:46
Сообщения: 885
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1054 раз.
Поблагодарили: 196 раз.
Вроде наконец-то ее собираются снести и построить новое здание


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 11:14 
Не в сети
1000-1499 сообщений
1000-1499 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2013, 09:46
Сообщения: 1169
Откуда: Белокаменная
Благодарил (а): 1131 раз.
Поблагодарили: 1045 раз.
Vred!n@ писал(а):
Вроде наконец-то ее собираются снести и построить новое здание

Два года назад говорили, что снесут и построят многоуровневую парковку.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 13:56 
Не в сети
800-999 сообщений
800-999 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2013, 09:49
Сообщения: 882
Благодарил (а): 628 раз.
Поблагодарили: 599 раз.
Хотел ещё в субботу выложить. Внезапно отключился интернет, три дня чинили. Будь он неладен - этот "Смайл", самый ужасный провайдер,из всех, с которыми имел дело. Но это отдельная история.

КИМ

Предыстория

Европейская часть России, несмотря на обилие рек и речушек, разделена на несколько частей. Что создавало немало трудностей при переправке грузов из одной части страны в другую. После «прорубания окна в Европу» Петром I и выхода России к Балтийскому морю, проблема обострилась. Дешёвая доставка грузов водным путём из Европы через Санкт-Петербург в Москву упиралась в том числе и в отсутствие удобного водного подхода от реки Волги к городу Москве.



Петру I было предложено 4 варианта прокладки канала от реки Сестры (притока Волги) до Москвы-реки. Протяжённость искусственного водного пути путь могла достичь 228 вёрст, а поддержание судоходного уровня воды на участках канала должны были обеспечивать до 128 шлюзов. Беда была в том, что необходимо было преодолеть достаточно высокую цепь ледниковых холмов, носящую название Клинско-Дмитровской гряды, а технологии тех времён позволяли делать шлюзы с перепадом уровня воды не более 2-х метров. К тому же грузоподъёмность судна ограничивалось 50-ю тоннами, чего было явно недостаточно. Проект умер вместе с Петром I. Скорее всего его было невозможно реализовать. Техника была примитивная, скорость строительства была бы очень низкой, а стоимость – очень высокой. Интересно отметить, что один из вариантов, предложенных Петру I, в точности совпадал с трассой современного Канала на участке от Дмитрова до Москвы.

К идее создания судоходного канала вернулся Александр I. Но воплотить проект не успел. Император умер. Но проект не был забыт. Следующий император, Николай I, продолжил решение важной для всей страны задачи. В 1825 году строительство началось. Трасса прошла по рекам Сестра, Дубна, Истра, Москва, было вырыто 89,2 км деривационных и соединительных каналов, построен 41 шлюз. Общая протяжённость искусственного пути составила 292 км. Строительство закончили через 19 лет, в 1844 году.

Эксплуатировался канал меньше, чем его строили – всего 16 лет. В 1860 году по нему прошло последнее судно. Почему же перестали использовать такое важное сооружение? Потому что в 1851 году по железной дороге Санкт-Петербург – Москва прошёл первый паровоз. Стоимость перевозки грузов уменьшилась, а скорость увеличилась. Доставке товаров в срок и в любое время года не грозили ни морозы, ни засухи, ни половодья, ни прочие природные неприятности. Сложность ремонтных работ ветшавшего водного сооружения также не сыграла положительной роли в судьбе канала. На память о нём осталось Сенежское озеро около Солнечногорска да полуобвалившиеся русла фрагментов каналов.


Бурное развитие промышленности во второй половине XIX века сделало Москву крупным промышленным центром. Население города резко увеличилось. Потребление воды людьми, фабриками, мануфактурами и заводами возросло настолько, что к концу XIX века Москва-река обмелела, превратившись в грязную речушку, выпитую цивилизацией и загаженной отходами промышленности и жизнедеятельности населения.

Соединение Москвы с Волгой стало не столько транспортной проблемой, сколько проблемой водоснабжения стремительно растущего мегаполиса. Но в начале XX века было некогда было решать грандиозные строительные задачи - череда войн и революций истощили страну.

Строительство

И только летом 1931 власти подошли вплотную к решению вопроса о создании водопроводного канала, совмещённого с транспортным. На июньском пленуме ЦК ВКП(б) было вынесено постановление, главной идеей которого было «Коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги».

В сжатые сроки были разработаны 4 варианта прокладки канала – Старицкий, Шошинский, Дмитровский-1 и Дмитровский-2.

Исходя из технико-экономических соображений выбрали Дмитровский-2. И уже в первых числах сентября 1932 года началось непосредственно строительство. А через 5 лет, 15 июля 1937 года Канал Москва-Волга был принят в эксплуатацию.
Изображение
Длина канала составила 128 км, на нём было построено 8 шлюзов, 3 бетонных и 7 земляных плотин, вынуто 154,4 млн. м3 грунта и уложено 3,112 млн. м3 бетона. Канал соединил глубоким водным путём Москву со всеми городами Волжского бассейна, начиная от Твери и заканчивая Астраханью. Канал смог полностью удовлетворить потребности промышленности и жителей Москвы в воде. И успешно делает это до сих пор. Своеобразная, строгая и по-своему привлекательная архитектура множества сооружений до сих пор завораживает путешественников.

Хлебниковский район

Хлебниковский район строительства Канала включал в себя участок от Клязьминского водохранилища до Химкинского. В разное время строительства границы Хлебниковского района менялись и даже включали в себя Химкинское водохранилище. Это не столь важно. Важно то, что в зоне ответственности всегда находилась Глубокая выемка – часть Канала, прорезающая водораздел между реками Клязьма и Химка. Именно Глубокой выемке в большей мере и посвящена эта статья.

Глубокая выемка

Глубокая выемка – не народное название, а сугубо официальное, употреблявшееся во всех документах строительства. И, несмотря на свою официальность, очень точно отражающее суть предмета. Несмотря на то, что были и другие глубокие выемки, к примеру, Лесозаводский бугор (между Дмитровом и Дубной) или Новосельцевский бугор (непосредственно вблизи деревни Новосельцево), Глубокая была одна, которая писалась с большой буквы. Присвоение имени собственного - обозначение исключительной сложности и важности сооружения.

Протяжённость Глубокой выемки невелика, всего 6 километров. Она «отрезана» от остального канала с севера заградворотами 107-го километра трассы (пректный №121), с юга - на 113-го километра (пректный №73). Сделано это в целях безопасности и ремонтопригодности. Плывуны, скрытые в прорезанных стройкой холмах, в любой момент могли и до сих пор могут сдвинуться с места и перекрыть русло Канала. В этом случае поднимут заградворота, вода из перекрытого участка будет выкачана, после чего в ложе канала сможет войти тяжёлая строительная техника и произвести масштабный ремонт берегов и очистку русла.

Сразу после уточнения трассы Канала 1-2 сентября 1932 года между деревнями Трахонеево и Гнилуши, с 3 сентября началось снятие плодородного слоя над будущей Глубокой выемкой. Первым этапом стала выемка поверхностного слоя вручную. Для этих целей пригнали тысячи заключённых. По воспоминаниям местных жителей первая волна каналоармейцев (так «красиво» назвали заключённых) была выходцами из Средней Азии. Можно предположить, что это были люди, так или иначе связанные с басмачеством. Ведь именно к 1932 году басмачество в основном и было разгромлено.

Летом 1933 года по официальным документам закончились подготовительные работы на Глубокой выемке.

Что же понимать под подготовительными работами? Всё очень просто – выемка 2 млн. м3 грунта, то есть не менее 4 млн. тонн вручную. Днём и ночью. Летом и зимой. В жару, в холод, по колено в воде, голодными полубольными людьми. При помощи кайла и лопаты. Механизмы - тачки, в лучшем случае – грабарки. Зимой замёрзший грунт взрывали. Но глыбы смёрзшегося грунта всё равно приходилось вытаскивать вручную. Применялась малая механизация, типа «крючников», но и она приводилась в движение человеческой силой.
Изображение
Что же скрывалось под «окончанием подготовительных работ» на самом деле? Низкая производительность ручного труда измождённых зэков никак не могла обеспечить требуемых темпов строительства. Каналоармейцы смогли снять только 2-4 метра грунта над будущим руслом канала и переместить его в кавальеры (отвалы) на край будущего берега. Грунт стал тяжелей, пути его вывоза дальше, люди измотаны. Сроки строительства стали срываться. Грозили большие неприятности для руководства строительства Канала. Пришлось переводить строительство со средневековых методов на современные.

В конце лета 1933 года на стройке появились первые экскаваторы. Технику собирали по всей стране, разношёрстные зарубежные механизмы, некоторые из них имевших весьма преклонный возраст. К примеру, экскаватор-старичок 1909 года выпуска. Необходимо отметить, что к этому времени в СССР не выпускали экскаваторов, подходящих для подобных работ. Поэтому Ковровскому экскаваторному заводу (входящему в состав Народного комиссариата путей сообщения) было приказано обеспечить стройку достойными машинами. Ковровцы могли выпускать хорошие экскаваторы, но не успевали довести до ума их конструкцию и произвести в достаточном количестве. Тогда завод передали в управление ХОЗО НКВД. Энкавэдэшники быстро наладили работу завода. Можно представить, что за методы они использовали. Но новые экскаваторы пошли на стройку.
Изображение
4 июня 1934 года Глубокую выемку посетила высочайшая делегация во главе с И.Сталиным. Его сопровождала свита – Л.Каганович, К.Ворошилов, В.Куйбышев, Г.Ягода и А.Жданов. Для вождя и гостей была построена специальная деревянная лестница, чтобы они не повредили себе конечности или не сломали шею при спуске в глубокий котлован. С этим посещением связана достоверная история. Заканчивая осмотр стройплощадки, длившийся целых 40 минут, Сталин заметил, что многие каналоармейцы (то есть заключённые) работают без обуви и немедленно приказал в течение двух часов их обуть. А людей, ответственных за снабжение, расстрелять. Ответственных расстреляли, зэков обули. «Справедливость» восторжествовала.

Лестница Сталина ещё долго существовала на строительстве как память об этом визите. Она присутствует на многих фотографиях и упоминается в некоторых книгах. Посещение Сталиным именно Глубокой выемки – тайный и важный знак. За всё время создания Канала вождь побывал на объектах строительства всего три раза. И то, что одним из объектов посещения стала Глубокая, подчёркивает особую важность этого участка Канала.
Изображение
1 октября 1934 года на Глубокую опять пожаловали высокие гости. На этот раз В.Молотов, Я.Рудзутак, В.Межлаук, Н.Антипов и Г.Ягода. Поговорили о том, о сём, о ходе выполнения работ, об обеспечении стройматериалами. Вообще Глубокая выемка пользовалась популярностью среди руководства страны.

11 ноября 1934 года Глубокую выемку посетила очередная высокая делегация в составе Председателя ЦИК М.И.Калинина и Наркома Внутренних Дел Г.Г.Ягоды. Они посмотрели на работающие экскаваторы, поинтересовались гидромониторами и прокатились на служебной дрезине по железнодорожному кольцу Глубокой выемки.

Изображение

И вот, после чуткого и умелого руководства энкавэдэшников, 20 ноября 1934 года работники «Ковровца» поставили на Глубокую выемку первый экскаватор марки ППГ-1,5 – Полноповоротный, Паровой, Гусеничный, с объемом ковша 1,5 м3.

Эксплуатация экскаватора с паровой машиной в качестве двигателя была непростой задачей. В бригаде обслуживания было 5 человек. Техника была несовершенной, нередко ломалась. И по вине рабочих тоже. Спешка часто приводила к тому, что плохо уложенные клети (опоры) под экскаватором проваливались в сырой грунт и он заваливался. После чего машину приходилось поднимать вручную.

Изображение

Опять же, не надо забывать, механизированный труд не заменил полностью ручной.

Изображение

Аварии случались не только с экскаваторами и ушедшими под откос вагонами. Однажды осенью разыгралась страшная трагедия. Начался сильный дождь. В русло только что отрытого Канала прорвался плывун. Селевым потоком песчаная жижа заполнила русло, сметая технику и железнодорожные пути. Начал обрушиваться берег. Каналоармейцев бросили разгребать завал. Сколько людей оказались похороненными в плывуне никто никогда не узнает. Плывун остановили, песок убрали, пути восстановили. Но память сохранилась. На берегу Глубокой выемки остался большой вырез – берег не стали выравнивать по проекту, просто подровняли, чтобы не допустить последующих обвалов.

5 сентября 1935 года часть каналоармейцев была переведена на работы южнее, на строительство Химкинского водохранилища и Химкинской плотины. А через десять дней строительство Глубокой выемки было формально закончено. Эту дату надо считать очковтирательской. В действительности работа на Глубокой выемке продолжалась вплоть до открытия Канала. К тому же в Техническом отчёте уже указаны другие сроки – к ноябрю 1936 года только подготавливаются к сдаче сама Глубокая выемка и заградворота, отрезающие её.

У строителей канала была ещё одна задача – укрепление берегов от размывания и оползней. У кромки воды выкладывалась полоса из камня, привозившегося с Беломоро-Балтийского канала, а выше – засеивалось травой, кустарником и деревьями. Но растения с трудом приживались на глине с песком. Поэтому склоны заделывались дёрном, привозимым со всех окресностей.
Изображение

Помимо укрепления берега ещё и украшались. На склоне Глубокой выемки долго красовалась гигантская надпись "Слава партии Ленина", сделанная энтузиастами под прицелом конвоирских винтовок.
Изображение
Сейчас надписи не видно. Камни вросли в землю, берег зарос деревьями и кустарником.

Заполнение водой Глубокой выемки и водораздельных водохранилищ началось весной 1936 года. А почти ровно через год, 20 апреля, воды стало достаточно для заполнения Химкинского водохранилища. Заградворота 113-го километра были опущены и вода пошла к Речному вокзалу.

За годы строительства из Глубокой выемки было вынуто около 10 000 000 м3 грунта. И нельзя забывать, что 2 000 000 из них – вручную. Не только вынуто, но и перемещено на расстояния в несколько километров.

Весьма познавательны некоторые технические детали строительства:

На работах использовались до 32 экскаваторов разных типов

Грунт перевозили 48 паровозов на 1168 платформах.

Для перевозки было оборудовано 64 км железнодорожных путей со 105 стрелками.

Разгрузка велась в 19 разгрузочных тупиках с применением передового по тем временам способом гидросмыва.

Каждые 5 минут из Глубокой выходил гружёный состав.

Во избежание заторов железнодорожная трасса была проложена по кольцу. Именно по нему и катались Калинин и Ягода в 1934 году.

Воду, собиравшуюся во время строительства в котловане, откачивали 3 основные насосные станции и 34 вспомогательные.

Линии электропередач освещения были протяжённостью 170 км, к которым были подключены 2500 фонарей освещения. Местные жители вспоминали, что ночью над Глубокой стояло зарево от освещения стройки.

Установлено около 200 телефонов, которые обеспечивали связь между 3-мя диспетчерскими пунктами, всеми экскаваторами и разгрузочными тупиками.

В службе движения работали около 300 человек.

Насыпи

Наверно в этой части наступил момент рассказать о железнодорожном транспорте на строительстве Глубокой выемки и выяснить, куда же девали грунт, вынимаемый из русла Канала?
Изображение
Уже упоминалось громадное количество грунта, которое требовалось убрать из выемки. Но редко кто задаётся вопросом – куда же этот грунт делся? Вопрос оказался непростым и для опытных проектировщиков строительства.


Для решения проблемы с ненужным грунтом были отведены земли, непригодные для сельского хозяйства и организованы несколько свалок грунта отдельно для северного и южного склонов водораздела. Грунт с южного склона вывозился на Западную свалку (на территории современных Химок) и на Восточную свалку (на территории современной Левобережной).

Северная же свалка была значительно больше. Планируемый объём грунта со всей Глубокой выемки составлял 5,8 млн. м3, из которых 1,7 млн. м3 предполагалось оставить в кавальерах, а оставшееся вывезти на свалки. В реальности объёмы оказались почти в два раза больше, под Северную свалку пришлось пожертвовать западную часть запроектированного Клязьминского водохранилища, около Павельцевского залива.

Для перевозки грунта было организовано железнодорожное движение с широкой колеёй в несколько веток на дне котлована вдоль всей Глубокой выемки.
Изображение
На выходе из северной части котлована была организована кольцевая железная дорога, проходившая по свалкам грунта и ветвившаяся разгрузочными тупиками. Для создания кольца через Клязьму было построено два деревянных железнодорожных моста. По воспоминаниям моего отца, один из мостов, в сторону с.Павельцево, просуществовал до 1941 года. Это была серьёзная конструкция с отдельно стоящими «быками» для взламывания льда во время весеннего ледохода. Позже этот мост был разобран местными жителями на строительный материал. От второго моста, по направлению к д.Яковлево, до сегодняшнего дня осталась хорошо сохранившаяся насыпь.

Изображение
А если летом забраться на эту насыпь, и посмотреть в глубь клязьминских вод, то даже в 80-х годах можно было заметить остатки деревянных опор моста.

Для лучшего понимания вот схема расположения границ свалок (желтое), мостов (синее) и трассы железной дороги (красное), наложенных на современный спутниковый снимок:
Изображение
А здесь ещё один план – план схемы разгрузки на той же местности по состоянию 1935 года:
Изображение
Во многом картинки совпадают. Интересно, что многие современные дороги до сих пор повторяют линии прежних железнодорожных путей.

Хочется отметить небольшую деталь. На современном спутниковом снимке в центре есть небольшая замкнутая свалка. Именно там применялся гидросмыв и к этому месту надолго приклеился местный топоним – Смыв.
Изображение
В результате работы гидросмыва русло Клязьмы отступило от деревни Ивакино на север на несколько сот метров. Это можно заметить, сравнив русло на современной и старой картах. Так что раньше часть Ивакина стояла на крутом берегу излучины Клязьмы, а теперь… на крутом обрыве у болотистой низины.

Интересно, что грунт со Смыва, в основном песок, в конце 70-х годов стали использовать для строительства молодёжного центра «Олимпиец». Для чего в насыпанной в 30-х года искусственной пойме Клязьмы отрыли несколько котлованов.

Есть и другой местный топоним – Насыпь. Именно так называлась долгое время безлюдная причудливо холмистая восточная часть свалки местными жителями. Долгое время она стояла неосвоенной, поросшая только травой, сумевшей зацепиться за тяжёлую глинистую почву.
Изображение
В конце 70-х годов Насыпь отдали под приусадебные участки химчанам. Немало трудов потратили люди для рекультивации этих земель. Теперь там сады и огороды.

Перемычка

Очень интересное место. И очередной местный топоним. Дело в том, что русло строящегося канала пересекало русло реки Клязьмы. И пришлось применить некоторую хитрость, чтобы воды Клязьмы не затопляли строительный котлован Канала. Про это место очень хорошо рассказал Евгений Иванович Аргунов, житель деревни Мысово, а затем Долгопрудного:

«Мне в 1935 году приходилось проходить около перемычки пешком по дну выкопанного канала. Ширина реки Клязьма была 10-15 метров, глубина 0,5 - 1 метр. Дно канала было ниже дна Клязьмы на 5 метров. Чтобы вода реки не заполняла дно канала, при строительстве реку не трогали. И она продолжала свое течение выше дна канала. Отсюда и получило это место название «перемычка». Когда пришло время заполнять канал волжской водой, когда уже построили шлюзы, заградворота, тогда запрудили реку Клязьму около деревни Ивакино. Поскольку Клязьма отличалась медленным течением, то было достаточно времени, чтобы скопать перемычку, то есть ликвидировать её и сравнять дно реки с дном канала, и уже только тогда начали заполнять канал.»
Изображение
На четырёх углах пересечения Клязьмы с Каналом были установлены маяки.
Изображение
Если бы они дожили до сегодняшнего времени, они выглядели бы так же, как уцелевшие маяки у Новосельцева.
Изображение




НКВД заметает следы Дмитлага

Известно, что при строительстве канала Москва - Волга погибло очень много заключенных, сооружавших канал. Но документально полное число погибших пока никому подтвердить не удалось.

Календарный учет заключенных вели очень строго, списки были по всем лагерным пунктам, регулярные отчеты оседали в Управлении Дмитлага НКВД.

На сегодня о судьбе архива Дмитлага известно следующее. Осенью 1941 года при приближении немцев к Москве архив Дмитлага эвакуировали. Управление канала выделило для этого людей и транспорт в виде небольшой баржи с буксировщиком. Для сопровождения архива было назначены два ответственных человека из работников канала Изотов Н.И и Тельпуховский Е.С.. По распоряжению НКВД груз был доставлен в Ульяновск по Волге.

Но тут произошло совершенно невероятное. Когда ящики с архивными документами с трудом выгрузили на речной причал, чиновник НКВД, встречающий груз, приказал прибывшим разжечь костер и привезенные ящики побросать в него. На вопрос Тельпуховского, отвечающего за доставку груза: "Что это значит, и как я буду отвечать в Дмитрове за сдачу груза?" - ему грубо ответили: - "Не ваше дело!". И ящики были сожжены. Дмитровские или московские чины НКВД не решились сжечь архив на месте, а Ульяновский НКВД либо не захотел организовать хранение прибывшего архива, либо получил команду архив уничтожить. НКВД не хотели огласки материалов Дмитлага в случае попадания архива к немцам, в этот момент они уже были под Москвой в Яхроме.


По деньгам постройка канала обошлась совсем дешево, благодаря рабочей силе заключенных. Дмитровские историки, оказавшиеся на ранних стадиях ближе к первоисточникам, оценивают количество погибших на канале Москва-Волга строителей в диапазоне 0,7-1,5 млн. человек. Но скорее всего здесь большое преувеличение. Тем не менее, из рассказов очевидцев растрельные списки были очень большие - целые листы формата А, а люди отправлялись на расстрел простой резолюцией под списком "Расстрелять" и всего одной малоразборчивой подписью.

Имеющие в Государственном архиве РФ 180 дел чисто московского делопроизводства по каналу Москва-Волга не могут пока пролить свет на самую главнуб тайну Дмитлага - сколько же строителей погибло вследствие истощения, болезней и расстрелов.




Рассказы очевидцев

• Посещение строй площадки Сталиным 4 июля 1934 году. Это эпизод наблюдал своими глазами Щербаков П.И. Заканчивая осмотр котлована, Сталин вдруг обратил внимание на то, что заключенные работают без обуви, то есть босиком. Хотя было начало лета, погода не была теплой.Сопровождающих свиту руководителей стройки (начальник строительства Л.Коган, начальник Дмитлага С.Фирин и др.) Сталин тут же строго допросил, почему рабочие работают без обуви. Те отвечали не очень определенно: мол, народу пришлость направить на эту стройку много, и на всех обуви не хватило, но недостающая обувь на подходе. Закончил этот разговор очень резко, приказав, чтобы через 2 часа все рабочие были обуты, а в отношении нескольких человек (начальник отдела снабжения, начальника участка и еще кого-то) сказал: "А этих расстрелять!".

Этих людей тут же схватили и расстреляли здесь же у котлована.


• Бетонный массив западной башни нижней головы шлюза №3 стал вечно могилой одного из заключенных, работавших на стройплощадке в Яхроме. Этот человек упал в бетонируемый котлован. Подача раствора была уже начата, когда один из заключенных пошатнулся от истощения и упал в бетонируемый котлован для устоя нижней головы. Производитель этих работ (прораб), зная, что по технологической инструкции запрещается прерывать начатое бетонирование, запретил другим работающим поднимать упавшего, то есть приказал продолжать работу. Тело этого человека навсегда осталось замурованным в бетоне устоя шлюза.

• "Канал начинал строиться с центра. Укладывали широкие толстые доски, по которым на тачках возили вверх землю и высыпали ее на берегу. Заключенных там было, как муравьев в муравейнике. Стояли широкие доски (см 30 шириной) по обе стороны. По одной доске тачки везут вверх и высыпают, а по другой доске, которая 2 м длиной, вниз. Внизу лопатами в эти тачки насыпают, и без конца круг идет. И такие вещи стоят через каждые 5-6 м, т.е. расстояние между этими «дорогами». И так без конца. Ходили они быстро: вверх чуть не бегом, вниз тем более."



Ценой многих жизней, досталась эта стройка. История его создания вызывает чувство восхищения и преклонения перед людьми, претворившими в жизнь этот грандиозный комплекс сооружений.

В память о строителях канала, на берегу Канала имени Москвы при подходе к шлюзу №4 возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших, по проекту художника Петра Стронского, первый камень которой был торжественно заложен 5-го июля 2007 года, в день открытия музея.



Первая книга о КИМе, предназначенная для внелагерного распространения. Множество фотографий и цифр. Выпущена под редакцией ещё самого Семёна Фирина.
http://narod.ru/disk/15262714000/Kanal_Moskva-Volga_Spravochnye_dannye_Pod_red_Firina_1936.pdf.html "Канал Москва-Волга. Справочные данные." Под ред. С.Фирина, НКВД СССР, Дмитров, 1936г., 174стр, иллюстрации, твёрдый переплёт. Тир. 10000

Хорошо иллюстрированная книга об архитектуре канала

http://narod.ru/disk/15852696000/Arhitektura_kanala_Moskva-Volga_pod_red_Sushkevich_1939.pdf.html "Архитектура канала Москва-Волга" Под ред. И.Г.Сушкевича, худ. И.Ф.Рерберг. Издательство всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1939, 154 стр, А4. Нет листа со стр.121-122 Твердый переплет, 156 стр. Тираж: 10000 экз. Формат: 62x94/8


Подробное техническое описание КИМа. Но читается легко и напоминает научно-популярную литературу. Огромное количество интересных фактов и подробностей о канале.

http://narod.ru/disk/19460012000/Kanal_Moskva-Volga.1932-1937.Tehnichesky_otchet_1940.pdf.html "Канал Москва-Волга. 1932-1937. Технический отчёт." Ленинград, Стройиздат, 1940, тир.3000

Брошюра "Строителю канала. Канал Москва-Волга" издания НКВД СССР http://narod.ru/disk/3432855001/Stroitelu_kanala_1937.pdf.html

Продолжение следует...

_________________
Уровень развития страны определяется гарантией исполнения законов.



За это сообщение автора AlexM поблагодарили: 14 AllaKirschner (25 фев 2015, 17:10), Александр Олегович (25 фев 2015, 01:04), ЕленаТ (12 апр 2015, 10:30), Milashka (24 фев 2015, 16:28), nik1978 (24 фев 2015, 20:32), Primorets (27 мар 2015, 10:17), ru916 (24 фев 2015, 15:33), serdyk (01 мар 2015, 17:16), Stat (24 фев 2015, 22:54), StoLena (24 фев 2015, 14:06), Vred!n@ (25 фев 2015, 13:29), Yurgen (24 фев 2015, 15:36), МИИТя (24 фев 2015, 15:13), Наталия (24 фев 2015, 16:28)
  Рейтинг: 12.3%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 20:02 
Не в сети
1000-1499 сообщений
1000-1499 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2014, 18:30
Сообщения: 1018
Благодарил (а): 319 раз.
Поблагодарили: 138 раз.
Я имела ввиду больницу в Грачевке. А этот грандиозный недострой, Я прекрасно помню! Прекрасное здание для больницы, по тем временам. И сейчас бы она действовала. Из этой панельной серии куча больниц по Москве. Ума не приложу почему ее забросили. Помню как еще окна даже целы были. Мы там с собаками гуляли-нервы себе щекотали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 21:04 
Не в сети
1000-1499 сообщений
1000-1499 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2013, 09:46
Сообщения: 1169
Откуда: Белокаменная
Благодарил (а): 1131 раз.
Поблагодарили: 1045 раз.
dalvadores писал(а):
Ума не приложу почему ее забросили.

По не которым данным ошибка проектировщиков с местом стоительства. На том месте было болото которое осушили, но грунтовые воды стали заполнять подвалы водой. Вот и бросили строить.
Карта 1860 года
Изображение

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 21:20 
Не в сети
1000-1499 сообщений
1000-1499 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2014, 18:30
Сообщения: 1018
Благодарил (а): 319 раз.
Поблагодарили: 138 раз.
Там сплошные болота были. Однако,там дома стоят. Я не верю, что из-за этого. Объект стоит. Применили бы дополнительные меры осушения. Если дренаж не работает-то насаосы+ доп гидроизоляция. Думаю, что и грамотным дренажом все бы обошлось. Все дешевле чем здание бросить. Там какая-то еще фишка-имхо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 21:22 
Не в сети
1000-1499 сообщений
1000-1499 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2013, 09:46
Сообщения: 1169
Откуда: Белокаменная
Благодарил (а): 1131 раз.
Поблагодарили: 1045 раз.
dalvadores писал(а):
Там какая-то еще фишка-имхо.

Про болота это только одна версия, которых очень много. Правды, как обычно ни кто не узнает.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 21:27 
Не в сети
1000-1499 сообщений
1000-1499 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 мар 2014, 18:30
Сообщения: 1018
Благодарил (а): 319 раз.
Поблагодарили: 138 раз.
Кроме радиации ничего в голову не приходит.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 25 фев 2015, 01:55 
Не в сети
Администратор
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 сен 2010, 11:35
Сообщения: 15162
Благодарил (а): 1356 раз.
Поблагодарили: 8777 раз.
Изображение

_________________
ИзображениеИзображениеИзображение



За это сообщение автора Александр Олегович поблагодарил: AlexM (27 фев 2015, 17:51)
  Рейтинг: 0.9%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 25 фев 2015, 09:38 
Не в сети
Почетный форумчанин
Почетный форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 сен 2010, 11:51
Сообщения: 6438
Благодарил (а): 2053 раз.
Поблагодарили: 2570 раз.
Александр Олегович писал(а):
Изображение

Крутейшее письмо.
Сейчас бы приказали построить гаражи:)

_________________
Я, пожалуй, буду ориентироваться на дела, а не на слова. Они честнее.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 27 фев 2015, 17:38 
Не в сети
800-999 сообщений
800-999 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2013, 09:49
Сообщения: 882
Благодарил (а): 628 раз.
Поблагодарили: 599 раз.
Глубокая Выемка - нереализованные объекты
В двух книгах о канале Москва-Волга, выпущенных в конце 30-х годов встретились схемы Хлебниковского района с объектами, которые никогда не были построены, хотя и присутствовали в технической документации.

Изображение


Мост Рогачёвского тракта
Первый из них – мост Рогачёвского тракта через канал в районе Глубокой выемки. В проектной документации мост имел №407 и официальное название «Мост Старо-Рогачёвского шоссе».
Для начала надо вспомнить, что же из себя представлял Рогачёвский тракт во времена строительства канала. Это была достаточно важная магистраль, соединявшая село Рогачёво и Москву. Рогачёво «богатое торговое село» - так называли его в 16-18 веках благодаря расположенной недалеко от села пристани на реке Сестре. Это была ближайшая к Москве точка, куда суда могли доставлять товары с Верхней Волги. По Рогачёвскому тракту грузы и товары переправлялись в Москву.
К моменту строительства Канала актуальность пристани на р.Сестре уже исчезла. Построенная в начале XX века Савёловская железная дорога, соединившая Москву и Большую Волгу, решила вопрос массовой и дешёвой транспортировки грузов с Волги в столицу. Рогачёвский тракт перешёл в разряд второстепенных дорог местного значения. Современное Рогачёвское шоссе только часть Рогачёвского тракта. Оно совпадает с трактом от Рогачёва до Лобни (Краснополянское лесничество). Далее современная дорога поворачивает восточнее и соединяется с Дмитровским шоссе в районе Красной Горки. В былые же времена Рогачёвский тракт шел по трассе д.Пучки – д.Катюшки – д.Воскресёнки (на месте которой сейчас взлётно-посадочная полоса аэропорта Шереметьево) – д.Клязьма – д.Свистуха – д.Терехово – д.Гнилуши (сейчас г.Долгопрудный) – д.Киреево (снесённая без следа), а далее совпадал с Коровинским шоссе до соединения его с Дмитровским.
Канал Москва-Волга разрезал Рогачёвский тракт между деревнями Терехово и Гнилуши. Но мост так и не был построен. Почему? Точного ответа нет, есть только предположения. К 30-м годам XX века сильная необходимость в Рогачёвке исчезла из-за развития других путей сообщения. Это первое. Второе – строить мост в районе Глубокой выемки очень дорого, сложно и опасно. Ширина выемки по верхнему краю достигает 140 метров, высота от дна канала более 23-х метров. Мост должен быть очень большим. Склоны Глубокой сложены из очень неустойчивых и коварных грунтов – опираться мосту практически не на что. Стоит ли овчинка выделки? Не стоит – посчитали строители.
Долго ещё вспоминали местные жители непостроенный мост, до 70-х годов. И жалели правобережные, что до цивилизации левого берега им практически не добраться.
Водохранилище на месте Долгих прудов
На другой схеме Хлебниковского района в книге тех же конца 30-х годов нашлось ещё более удивительное сооружение, не увидевшее свет. Оказывается, была идея – затопить долину реки Мерянка. Заполнить водой низменность от деревни Заболотье, насыпав северо-восточней дамбу (пректный №36), затем низину между Заболотьем и сегодняшним посёлком Северный, затем Долгие пруды и, расширяющимся к северу сектором, затопить часть деревни Виноградово до деревни Грибки, построив в районе Грибков вторую дамбу. Насосную станцию предполагалось поставить западнее дамбы, в месте впадения Мерянки в Клязьму, а восточней насосной построить плотину.
Несколько странный проект. Уровень воды в этом миниводохранилище должен был быть выше уровня Клязьминского водохранилища. Иначе не потребовалась бы насосная станция. Объем хранящейся воды был бы крайне невелик из-за небольшой глубины в 2-4 метра. Зачем проектировалось это сооружение? Загадка. Можно только предположить, что этот проект связан каким-то образом с Северной водоочистительной станцией. Но как?
Невыполнение этого проекта принесло определённую пользу. Не исчезли Долгие пруды, визитная карточка города Долгопрудного.

Изображение

Пристань Гранитного завода
Гранитный завод (сегодня Московский камнеобрабатывающий комбинат, МКК) был создан для обеспечения бурно строящейся в то время Москвы облицовочным материалом из природного камня. Начиная с несостоявшегося проекта Дворца Советов и заканчивая вполне конкретными набережными и мостами реки Москвы и отделкой метрополитена. Было вполне естественным решение возвести подобное предприятие у дешёвого транспортного пути. Перевозка тяжёлых, а в некоторых случаях и крупногабаритных деталей, сделанных часто из гранита – задача не из простых. Но с этим легко справлялись бы речные суда, используя Канал Москва-Волга. Я думаю, что совсем не просто так дни рождения Гранитного и Канала почти совпадают – у первого 17 апреля 1937, у второго – пробный проход судов 2 мая 1937 года, а официальное открытие – 15 июля 1937 года.
Для решения задачи транспортировки продукции Гранитного была сооружена пристань около д. Мысово на правом берегу реки Клязьмы. На современной карте она находилась бы почти напротив дома №33 по Парковой улице, западней Дома Агронома (бывшего дома купца Кузнецова). Возможно, что пристань должна была иметь название «Дирижаблестрой» и иметь проектный №391. Точно это установить пока не удалось.
Но по каким-то причинам пользоваться ей не стали. После войны о ней уже и не вспоминали. На фотографиях того времени от пристани остались только гнилые столбы, торчащие из воды.


Изображение

Можно только предположить, почему пристанью не стали пользоваться – слишком узкий фарватер по старому руслу Клязьмы не позволял маневрировать судам в мелком заливе. С другой стороны строить пристань непосредственно в русле Канала было невозможно. В этом месте Канал «входит» в Глубокую выемку, он узок и места для пристани и пришвартованных судов нет.
Основную перевозку изделий камнеобработки стали осуществлять при помощи железнодорожной ветки, построенной от станции Марк. Кстати, эта железнодорожная ветка также была построена для нужд строительства Канала. И только позже её стал использовать Гранитный завод.

Заключенные

Уже давно не секрет, что Канал строили заключённые. Руководил строительством Канала НКВД. Для снабжения рабочей силой строительства Канала был создан ДмитЛаг. Не секретом это было ещё во времена строительства. Невозможно шила в мешке утаить – слишком масштабная велась стройка, очень много местных жителей видели кто же работает на Канале.

Изображение

Но установить доподлинно, сколько заключённых было на возведении Канала сейчас очень трудно. А может быть уже и невозможно.
Официальные цифры постоянно уточняются и немного меняются. И в самом ДмитЛаге от года к году, от месяца к месяцу количество заключённых разное. К примеру, на 1 апреля 1935 года была самая большая цифра – 195 648 человек (опубликовано в работе Никиты Васильевича Петрова «История империи ГУЛАГ»). По данным другого исследователя, Симоненкова Валентина Ивановича, в связи с неконтролируемым количеством заключённых на стройке 1 января 1933 года была произведена всеобщая «перепись населения». Количество заключённых составило около 1 200 000 человек. Дмитровские историки называют цифру 700 000 – 1 500 000 человек. По мнению Валентина Сергеевича Барковского, также исследователя истории Канала, количество, предоставленное дмитровцами, всё таки преувеличено.
Почему столько много противоречивых цифр? Потому что нет источника. Нет архива ДмитЛага. Он уничтожен. Осенью 1941 года из-за приближения немцев к Москве и к Каналу архив ДмитЛага был эвакуирован в Ульяновск. По прибытию сопровождающие выгрузили ящики с бумагами на причал. К ним подошли работники НКВД и приказали груз уничтожить - сжечь.
Не менее печальная история произошла и остатками архива ДмитЛага, случайно попавшая в технический архив Канала. В 70-х годах прошлого века случайно найденные в техническом архиве бумаги, относящиеся к заключённым ДмитЛага, были собраны и переданы руководству Канала. Куда они делись далее – неизвестно. Очевидцы утверждают, что там были и плотно исписанные фамилиями страницы – расстрельные списки.
Но историки не оставляют надежды выяснить точное количество заключённых, прошедших ДмитЛаг.
Невозможно подсчитать и количество зеков-каналоармейцев, работавших на Глубокой. Но количество лагерей впечатляет. В районе Глубокой выемки лагеря заключённых располагались в основном по левому берегу: Островок (Водники), Котово, Мысово, Гранитный завод, Лихачёво, Гнилуши, Киреево. Фактически весь левый берег представлял из себя поселения каналоармейцев, как конвоированных, так и бесконвойных. На правом берегу остались воспоминания только об одном лагере в районе Химок. Советская власть поступила очень рачительно – по окончании строительства и расформировании ДмитЛага бараки заключённых были заселены обычными жителями и просуществовали до 60-х годов.

Смерть

Ещё более загадочная история с количеством погибших каналоармейцев. Официальная статистика сообщает, что за время существования ДмитЛага с 1933 по 1938 год умерло 22 842 человека. Кроме того, обществом «Мемориал» установлено, что на Бутовском полигоне было расстреляно ещё около 8 000 каналоармейцев. Невозможно согласиться с подобными цифрами, читая воспоминания очевидцев о грабарках и грузовиках, ежедневно вывозивших умерших из лагерей, о рвах, заполненных мёртвыми телами доверху и о многих других ужасах. К тому же не учитываются потери конца 1932 года. Ведь именно в сентябре 1932 года началось ручная разработка грунта на Глубокой выемке силами заключённых. По рассказам старожилов именно азиаты массово гибли от непосильной работы, холода, голода и отравлений с голодухи болотными травами. Вех, волчье лыко, белена, вороний глаз – да мало ли ядовитых растений в наших краях.
Некоторые отчаявшиеся зеки кончали жизнь самоубийством. Жители Ивакино рассказывали, что по деревне ходили несчастные и выпрашивали соль. Соль разводилась в стакане воды до состояния сиропа. После чего залпом выпивалась. Спасти зека было невозможно. Человек жутко распухал, отказывали внутренние органы и через сутки он умирал в страшных мучениях. Эти люди делали свой тяжёлый выбор – промучиться пару месяцев на убийственной работе и умереть или окончить жизнь в течение дня. Где меньше мучений – то они и выбирали. Не нам их судить. Самоубийцы среди каналоармейцев – те же жертвы, что и остальные погибшие. И нет разницы между тем, кто и как ушёл из жизни.
В районе Глубокой выемки достоверно известно о 4-х массовых захоронениях. Первое – на полдороге от деревни Ивакино до Химкинского леса, в перелеске. Здесь хоронили умерших в лагерной больнице, находившейся в Ивакино в бывшей усадьбе Г.К.Рахманова. Местные жители возмутились кладбищем посреди пахотных земель. Руководство стройки вынуждено было перенести захоронение дальше от Ивакино, по той же дороге, но уже в самом Химкинском лесу. Это второе захоронение, более значительное по своему размеру. Третье захоронение находится в овраге между Старбеево и Химками, также в Химкинском лесу, в том месте, где лес подходит почти к самому Каналу. Четвёртое захоронение – у несуществующей ныне деревни Киреево (сейчас Левый берег Химок), почти у МКАДа, где находился большой лагерь заключённых. Остальные множественные массовые и единичные захоронения неизвестны, но местные жители знают, что люди были похоронены везде, по обеим сторонам Глубокой выемки.
Установить точные места всех захоронений сейчас практически невозможно. Живых свидетелей не осталось. Весь левый берег от Химок до Долгопрудного заполнен современными постройками, не осталось следов ни от лагерей, ни даже от деревень. Что ж уж говорить о разбросанных повсюду безымянных могилах – без крестов, полумесяцев и звёзд Давида.
Интересный факт, неучитываемый историками. Только 3 июля 1934 года, спустя 2 года после начала строительства, приказом по МВС и ДмитЛагу №359 было отмечено, что "вопросу санитарного состояния кладбищ и отвода участков под них со стороны Нач. районов и санитарного надзора районов не уделяется должного внимания. Участки под кладбища занимаются произвольно без учёта охранной зоны канала и расположения водоисточников. Кладбища не окопаны, не обнесены изгородью. Захоронение трупов производится небрежно и особенно в зимнее время". Предписывалось в месячный срок официально оформить такие захоронения, участкам, расположенным "недалеко от гражданских населенных пунктов", впредь пользоваться их кладбищами, а "самостоятельные кладбища открывать только в крайних случаях, согласуя… с начальниками санотделений и гражданскими органами санитарного надзора". Получается, что 2 года заключённых хоронили где попало и как попало, не ведя никакого учёта. При этом необходимо отметить, что даже по официальной статистике 1933 и 1934 годы были самыми смертельными для каналоармейцев, погибло 14 914 человек. А 1932 год вообще не учитывался.
В 2005 году в Павельцево была построена часовня Новомучеников и Исповедников Российских, расположенная на берегу Канала, с огромным витражом в виде креста, обращённого в сторону Глубокой выемки. Хочется надеяться, что создатели часовни не забыли и о тысячах замученных каналоармейцев Глубокой выемки. И не важно какого вероисповедания они были.

Изображение

Жизнь

Местные жители неохотно вспоминали о строительстве Канала. Канал был фигурой умолчания. Возможно это отголоски страха, пришедшего в эти края вместе с энкавэдэшниками.
А стройка действительно была и Великой, и Ужасной. Люди, создавшие Канал – настоящие герои. И заключённые, и вольнонаёмные. Во время стройки между ними сильной разницы не было. Заключённые проектировали канал, руководили ответственными участками. Вольнонаёмные также работали в котлованах, также погибали при несчастных случаях.

5 лет нечеловеческого по напряжению труда.

И ещё вот такой интересный документик.

Изображение



Николай Алексеевич Федоров "Была ли тачка у министра?.. : Очерки о строителях канала Москва-Волга" 219,[3] с. ил. 21 см Дмитров СПАС 1997
http://narod.ru/disk/16806066000/Fedorov_Byla_li_tachka_u_ministra.pdf.html

Валентин Сергеевич Барковский "Тайны Москва-Волгостроя", М., 2007
http://narod.ru/disk/16942463000/Barkovskiy_V_S_Tainy_Moskva-Volgosroya_2007.pdf.html

Канал Москва-Волга. Путеводитель. Под редакцией Льва Кассиля. М.: Водный транспорт. 1938г. 215с. Бумажный переплет, Уменьшенный формат. Тираж 20000.
http://narod.ru/disk/27676012000/Lev_Kassil_Kanal_Moskva-Volga_Putevoditel_1938.pdf.html


По каналу имени Москвы. Путеводитель. Под ред. Соботович И. Д., Соботович Е. П., М., Водный транспорт, 1959. 86 стр, 2 вклейки, суперобложка, уменьшенный формат. Тир.10000.
http://narod.ru/disk/15039263000/Po_kanalu_imeni_Moskvy_Putevoditel_1959.pdf.html

_________________
Уровень развития страны определяется гарантией исполнения законов.



За это сообщение автора AlexM поблагодарили: 8 AllaKirschner (03 мар 2015, 12:42), ЕленаТ (12 апр 2015, 10:31), lek (12 апр 2015, 09:48), Milashka (27 фев 2015, 18:49), nik1978 (27 фев 2015, 20:39), Primorets (27 мар 2015, 10:15), ru916 (01 мар 2015, 10:18), Trur (20 апр 2015, 10:36)
  Рейтинг: 7%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 12 апр 2015, 00:31 
Не в сети
1000-1499 сообщений
1000-1499 сообщений
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 янв 2013, 09:46
Сообщения: 1169
Откуда: Белокаменная
Благодарил (а): 1131 раз.
Поблагодарили: 1045 раз.
Станция Химки 1855
Изображение
Платформа Левобережная 70-е года
Изображение
Станция Ховрино 30-е года
Изображение
Платформа Петровско-Разумовская 1897
Изображение

_________________
Изображение



За это сообщение автора nik1978 поблагодарили: 11 AlexM (13 апр 2015, 17:50), dalvadores (12 апр 2015, 01:49), ЕленаТ (12 апр 2015, 10:31), lek (12 апр 2015, 09:48), Marisha (12 апр 2015, 22:06), Milashka (12 апр 2015, 00:46), OlgaKov (12 апр 2015, 10:06), StoLena (12 апр 2015, 12:23), vido (12 апр 2015, 01:31), Vred!n@ (14 апр 2015, 10:28), Yurgen (20 апр 2015, 09:07)
  Рейтинг: 9.6%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История рядом с нами
Новое сообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 00:13 
Не в сети
Администратор
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 сен 2010, 11:35
Сообщения: 15162
Благодарил (а): 1356 раз.
Поблагодарили: 8777 раз.
Изображение
24 пт, 00:30
Легенды канала имени Москвы
Изображение

_________________
ИзображениеИзображениеИзображение



За это сообщение автора Александр Олегович поблагодарили: 3 AlexM (20 апр 2015, 13:03), nik1978 (20 апр 2015, 05:59), StoLena (20 апр 2015, 07:48)
  Рейтинг: 2.6%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 75 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Яндекс.Метрика
...